Культурная программа

Май 2024
   

29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
ВНИМАНИЕ!
14 июня закрытие выставки
в связи с ремонтными работами в музее

Лекция «Сэппуку — ритуальное самоубийство»

 

04.01.2015
16:30

Проводит Дмитрий Белинцев, этно-шоу "Последний самурай" (Москва)
Внимание! Лекция рассчитана на аудиторию 18+

Сэппуку — ритуальное самоубийство, занимающее особое место в мировоззрении самураев. 
Приемы сэппуку были канонизированы и преподавались с детства. Все знают о харакири. Сэппуку и Харакири означают одно и то же действие. Оба слова записываются одинаковыми иероглифами, однако, отличаютс по прочтению и звучанию. 

Сэппуку — произноситя согласно китайскому чтению,  Харакири — согласно японскому. Первое в Японии употребляется гораздо чаще, чем второе, имеющее просторечную окраску. 

Японцы верили в многократное перерождение и достойный уход из жизни считали важным основанием для нового лучшего рождения. Но описанные выше условия для совершения сэппуку идеальны: когда некуда спешить, когда приготовлено место в саду среди цветущих вишен и присутствуют два представителя власти, знаток церемониала и кайсяку. Иное дело — уйти из жизни в бою: броситься в гущу врага и достойно погибнуть в битве. Не имея возможности и времени на соблюдение ритуала, самурай мог бросить свое тело на собственный меч или копье, поспросить помощи у товарища по оружию, перерезать себе горло, прыгнуть со скалы или стены замка, плотно прижав к себе несколько своих врагов, или погибнуть со множеством противников в пламени умело подожженного замка. История знает немало примеров, когда муж и отец — владелец осажденной крепости — перед тем, как уйти самому, убивал жену, детей и наложниц. 

Женщины совершали самоубийство более «простым» способом. Жены и дочери самураев всегда имели при себе кинжал кайкен для самообороны и для дзигаи(самоубийства путем вскрытия шейной артерии). При этом было важно, убив себя, «грациозно увядшим цветком склониться на бок». 

Самурайский морально-этический кодекс бусидо («Путь воина») предполагал знание литературы и умение слагать стихи  одним из обязательных качеств истинного самурая. В момент крайней опасности или предчувствуя скорую смерть, когда гибель казалась неизбежной, (например, перед сражением, в период тяжелой болезни и т. д.) самураи оставляли танка и хайкай — стихи, которые в Японии называют дзисэй - «стихи смерти». 
Признаком хорошего тона и проявлением истинно самурайского духа считалось написание дзисэй перед совершением сэппуку (харакири). 


«Дослушаю песню 
Кукушки 
В мире теней». 

Вот что написал своим близким в прощальном письме один из многих летчиков-смертников, выполнивших свой долг перед родиной: «Мне дарована прекрасная возможность умереть. Я упаду как цветок с ослепительно цветущей вишни». 

Согласно кодексу бусидо

ИЛИ ПОБЕДА ИЛИ СМЕРТЬ! 
 

Выражаю благодарность авторам книг и других источников, 
из которых я почерпнул информацию для этой статьи, 
Дмитрий Белинцев.