Сэппуку — ритуальное самоубийство, занимающее особое место в мировоззрении самураев.
Приемы сэппуку были канонизированы и преподавались с детства. Все знают о харакири. Сэппуку и Харакири означают одно и то же действие. Оба слова записываются одинаковыми иероглифами, однако, отличаютс по прочтению и звучанию.
Сэппуку — произноситя согласно китайскому чтению, Харакири — согласно японскому. Первое в Японии употребляется гораздо чаще, чем второе, имеющее просторечную окраску.
Японцы верили в многократное перерождение и достойный уход из жизни считали важным основанием для нового лучшего рождения. Но описанные выше условия для совершения сэппуку идеальны: когда некуда спешить, когда приготовлено место в саду среди цветущих вишен и присутствуют два представителя власти, знаток церемониала и кайсяку. Иное дело — уйти из жизни в бою: броситься в гущу врага и достойно погибнуть в битве. Не имея возможности и времени на соблюдение ритуала, самурай мог бросить свое тело на собственный меч или копье, поспросить помощи у товарища по оружию, перерезать себе горло, прыгнуть со скалы или стены замка, плотно прижав к себе несколько своих врагов, или погибнуть со множеством противников в пламени умело подожженного замка. История знает немало примеров, когда муж и отец — владелец осажденной крепости — перед тем, как уйти самому, убивал жену, детей и наложниц.
Женщины совершали самоубийство более «простым» способом. Жены и дочери самураев всегда имели при себе кинжал кайкен для самообороны и для дзигаи(самоубийства путем вскрытия шейной артерии). При этом было важно, убив себя, «грациозно увядшим цветком склониться на бок».
Самурайский морально-этический кодекс бусидо («Путь воина») предполагал знание литературы и умение слагать стихи одним из обязательных качеств истинного самурая. В момент крайней опасности или предчувствуя скорую смерть, когда гибель казалась неизбежной, (например, перед сражением, в период тяжелой болезни и т. д.) самураи оставляли танка и хайкай — стихи, которые в Японии называют дзисэй - «стихи смерти».
Признаком хорошего тона и проявлением истинно самурайского духа считалось написание дзисэй перед совершением сэппуку (харакири).
«Дослушаю песню
Кукушки
В мире теней».
Вот что написал своим близким в прощальном письме один из многих летчиков-смертников, выполнивших свой долг перед родиной: «Мне дарована прекрасная возможность умереть. Я упаду как цветок с ослепительно цветущей вишни».
Согласно кодексу бусидо
ИЛИ ПОБЕДА ИЛИ СМЕРТЬ!
Выражаю благодарность авторам книг и других источников,
из которых я почерпнул информацию для этой статьи,
Дмитрий Белинцев.