Культурная программа

Октябрь 2025
   

29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
ВНИМАНИЕ!
14 июня закрытие выставки
в связи с ремонтными работами в музее

Лекция «Кодекс бусидо. Военный этикет»

 

23.11.2013
19:00

Ведет куратор выставки Юрий Аистов

Понятие «бусидо» складывается из иероглифов буси (воин) и до (путь, учение). Дословно – путь воина. Мало кто знает, что данный кодекс, регламентирующий поведение и жизнь самурая, никогда не существовал в виде единого "воинского устава". Правила самурайского этикета, наряду с законами взаимоотношений между господином и вассалами, сложились из буддийских, синтоистских, конфуцианских концепций. Двумя наиболее авторитетными произведениями, в которых установления изложены в письменном виде, являются Будосёсинсю ("Напутствие вступающему на Путь Воина") Юдзан Дайдодзи (1636–1730)  и  немного более позднее Хага́курэ ("Сокрытое в листве") Ямамото Цунэтомо (1659—1719). Чтобы дать наглядное представление о источниках военного этикета в Японии, приведем несколько выдержек.

"Будосёсинсю": "Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить,… что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Если он не помнит о смерти, он будет беззаботен и неосторожен, он будет говорить слова, которые оскорбляют других, тем самым давая повод для споров… Тогда он может быть убит, имя его господина – запятнано, а его родители и родственники – осыпаны упреками...

Поскольку все самураи находятся на службе и их долг состоит в том, чтобы уничтожать мятежников и разбойников, и обеспечивать спокойствие и безопасность трех сословий, даже самый последний из носящих это имя не должен совершать преступлений или несправедливости против этих трех сословий. То есть, он не должен требовать от крестьян большего, чем обычно, вознаграждения, и не должен силой заставлять их служить ему. Он не должен заказывать ремесленникам вещи и потом отказываться платить за них, он не должен забирать вещи у горожан и торговцев и заставлять их ждать своих денег. Самое же непристойное - одалживать им деньги и наживаться на этом, подобно простому ростовщику… Самурай, чей долг - карать разбойников и грабителей, не должен идти по пути этих преступников".

"Хага́курэ": "Воин должен быть внимателен в своих действиях и не допускать даже незначительных оплошностей. Более того, он должен быть внимателен в подборе слов и никогда не говорить: "Я боюсь", "На твоем месте я бы убежал", "Это ужасно!", или "Как больно!". Таких слов нельзя произносить ни в дружеской беседе, ни даже во сне. Ведь если проницательный человек слышит от другого такие высказывания, он видит его насквозь. За своей речью нужно следить...

Умело выставить напоказ свое оружие - это тоже искусство, но в большинстве случаев достаточно просто содержать оружие в образцовом порядке".

Существует еще множество правил. Одни из таких, например, о порядке обращения с оружием: как за ним следует ухаживать, где и каким образом носить. Именно с нарушениями данных правил связано начало знаменитых "Событий с 47-ю ронинами". 

Мастер меча Юрий Аистов подробно расскажет о кодексе Бусидо и проиллюстрирует его примерами из жизни великих воинов.